понедельник, 27 сентября 2010 г.

Формирование личностных качеств учащихся в соответствии с требованиями современного общества

1.Необходимость воспитательной работы в классном коллективе.
 В настоящее время в области воспитания существует множество проблем, связанных с экономическим и политическим реформированием общества. Происходит деградация жизни общества, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада: сказывается высокая занятость родителей, или напротив, их безработица. Эта ситуация порождает как внутренние конфликты  и проблемы у детей, о чем свидетельствуют данные психологов, врачей, психиатров, так и делает очевидными проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с социумом, с другими людьми. Процесс воспитания – это совместная, имеющая характер сотрудничества, сотворчества системная деятельность учителей, родителей и воспитанников. Ведь воспитание представляет собой наиболее широкую универсальную категорию педагогики и происходит оно на «каждом метре земли» (как говорил Макаренко)
 Процесс воспитания - это социально организуемый педагогический процесс, в котором реализуются социально педагогические цели, создаются условия для полноценной духовной жизни воспитанников, для максимальной реализации их духовных способностей, для актуализации их душевных и духовных потенций.
Процесс воспитания – это организация осмысленной жизни в культуре, это реальные условия для свободного выбора нравственных ценностей, для выбора самого себя как субъекта собственной жизни.
Опытный и инициативный классный руководитель во многом определяет процесс развития личности, прививает интерес к предмету и помогает детям развить творческие начала. В основу деятельности классного руководителя должна быть положена технология педагогики сотрудничества и гуманно-личностный подход каждому ребенку.
2.Цели воспитательной системы в классе.
Цель всякого воспитания  - человек, и главное, что должен сделать классный руководитель – это воспитатель всесторонне образованную и гармонически развитую личность. Цель воспитательной системы в моем, 11 классе:
          - сформировать устойчивые нравственные и морально этические нормы учащихся, соответствующее правилам культурной жизни в обществе;
          - всемерно развивать и поддерживать проявление  школьниками активной жизненной позиции;
          - создать ученическое самоуправление;
          - создать прецеденты для организаций творческих коллективов, оргкомитетов и групп, ответственных за подготовку к различным конкурсам, соревнованиям, развивая общность среди подростков и умение работать в команде;
         - расширить культурно образовательное пространство развитие школьников на основе цифровых технологий, совершения экскурсионных поездок, туристических походов ,спортивны мероприятий , театральных посещений
        -  укрепить взаимодействие родителей и классного руководителя. 
3. Воспитательные задачи направлены на :
         - формирование самосознания и ценности человеческой жизни ( своей и других), определение смысла жизни и профессиональной подготовки;
         - выявление природных задатков, развитие  творческого потенциала каждого ученика и  реализация их в различных сферах деятельности;
          - приобщение учащихся к богатству  общечеловеческой культуры, духовным ценностям своего народа;
          - формирование общечеловеческих норм гражданской морали ( доброты, взаимопонимание, милосердия и терпимости по отношению к людям), культуры общения;
       - развитие способности к объективной самооценки и саморегуляции в поведении;
      - воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности к общественным ценностям;
       - воспитание положительного отношения к труду;
      - воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни;
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
1.       Разработать и апробировать нормативно – правовые и организационно – методические основы воспитательной системы.
2.       Выявить, освоить и использовать в работе педагогического коллектива школы индивидуальностно-ориентированные формы, методы и приемы воспитания учащихся.
3.       Предоставить каждому ребенку, исходя из его потребностей, интересов и способностей, возможность реализовать себя и проявить свою индивидуальность.
3.Функции воспитательной системы
1.                Развивающая (развитие творческой личности, способный самореализации).
2.                Интегрирующая (обеспечение расширения и углубления внутри школьных  взаимоотношений ).
3.                Защитная ( изменение взаимоотношений взрослый и ребенок. Основа– сочувствие,  сопереживание, взаимопонимание).
4.                Корректирующая (предупреждение негативных влияний на формирование личности).
5.                Компенсирующая (создать условия для самовыражения, демонстрации творческих способностей).
6.                Управленческая ( ориентированная на оптимизацию функционирования и развития школы).
4. Этапы построения воспитательной системы.
В работе по созданию воспитательной системы гимназии как центра становления индивидуальности учащихся можно выделить следующие этапы и направления деятельности:
воспитательной системы

1 этап – проектно - мобилизационный
1.Изучение современных технологий новаторов, обобщения их педагогического опыта.
2.Определение стратегии и тактики деятельности. Разработка программы.
3. Определение критериев, показателей, методов, и приемов изучения эффективности функционирования воспитательной системы гимназии.
2 этап – поисково -преобразовательный.
1.Реализация программы совместных действий по использованию в воспитательной работе личностно – ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого- педагогической поддержки личности ребенка в процессе развитии и раскрытия его индивидуальных особенностей.
2. Осуществление опытно – педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательных систем класса.

3.Укрепление связи семьи и школы. Организация педагогического просвещения родителей. Овладение способами разрешения конфликтов.
4.Моделирование системы ученического самоуправления.
5.Организация мониторинга для исследования эффективности воспитательной системы.
3 этап - рефлексивно- обобщающий
1.Осуществление коллективной рефлексии в сообществе классного руководителя, учащихся, родителей результата деятельности по построению воспитательной системы.
2.Определение перспектив и путей дальнейшего развития школы.
5. Критерии, показатели и способы изучении эффективности воспитальной системы.
  Для исследования результативности функционирования воспитательной системы класса целообразно использовать следующую совокупность критериев, показателей и методик изучения:
Критерии эффективности воспитательной системы
           Показатели
      Методика изучения
1.Сформировать индивидуальности учащегося
1.Самоактуализированность
Дневник достижения учащихся, метод анализа личностных достижений.
2.Нравственная направленность
Тест Н.Е. Шурковой «Размышляем о жизненном опте», педагогическое наблюдение.
3. Самоэффективность личности учащихся.
Тест на определение самоэфективности.
4.Спортивно – оздоровительная деятельность учащихся.
Тестирование, спортивные достижения учащихся.
2.Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью школы и результатами воспитательного процесса.
1.Защищенность личности учащегося, его отношения к основным сторонам жизнедеятельности в школе.
Методика А.А. Андреева  « изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью», анкетирование.
2.Удовлетворенность педагогов содержанием , организации и условия трудовой деятельности в школе.
Методика Е.Н. Степанова «изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельности  в образовательном учреждениями».
3.Удовлетворенность родителями результами воспитания ребенка, его положением  в школьном коллективе.
Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного  учреждения».

2 комментария:

  1. Вы определяете процесс развития личности в каждом из нас: проводите мероприятия разного характера, круглые столы, за которым мы обсуждаем разные литературные и художественные произведения и делаете многое, чтобы раскрыть наши таланты, и я считаю, что вы поступаете правильно.

    ОтветитьУдалить
  2. Шерсть! Матери твоей рот делал!lololol

    ОтветитьУдалить